“Легенда о Белой Змее” - первый цветной полнометражный мультфильм в Японии, режиссером которого стал Таидзи Ябуста. Премьера состоялась 3 сентября 1958 года, тогда толпы детей поспешили в кино, чтобы увидеть что-то новое и невероятно волшебное. Но как же этот анимационный фильм связан с ещё юным на то время Миядзаки? Именно после просмотра этой картины мальчик понял, что однозначно посвятит свою жизнь анимации. Закончив учебу в институте по совершенно не связанной с мечтой профессией экономиста, Хаяо сразу же устроился на работу в киностудию “Тоэй”, где началась его история.
В 1964 году художник знакомится с Исао Тахакатой, и вместе они создают собственную анимационную студию Studio Ghibli, которая с успехом выпускает мультфильмы и в наши дни. Выделить самые лучшие картины из тех, что создал Миядзаки, невозможно. Каждая из них завораживает своим видом и удивляет простотой и в то же время глубокой моралью. Сегодня мы расскажем о самых известных из них.
«Если это умирающее искусство, тут ничего не поделаешь. Цивилизация идет вперед. Где теперь создатели фресок? Где пейзажисты? Что они делают? Мир меняется. Мне очень повезло, что я мог заниматься одним и тем же делом на протяжении почти 40 лет. В мою эпоху это редкий случай» Хаяо Миядзаки о засилии компьютерных технологий и 3D в анимации
“Мой сосед Тоторо” (1988 год) История двух маленьких сестер и волшебного хранителя леса, которая в первую очередь показывает, что стоит ценить своих близких и беречь их чувства.Отец вместе с двумя дочками переезжает в небольшую деревушку, в то время как их мама проводит дни в больнице и не может приехать даже на выходные. Помимо домашних дел девочкам уж точно есть чем заняться, ведь они встречают загадочное лесное существо Тоторо.
Миядзаки не раз рассказывал, что все идеи он берет из мира вокруг. Ведь именно таким автор ощущает то, что его окружает. И эта история не стала исключением. Деревня, где происходят события в мультфильме,- это прототип небольшого городка Токородзава, в котором жил автор. После успеха картины Тоторо стал настоящим хранителем поселения. Плакаты с его изображением используют в рамках сохранения природы общины, а сам Хаяо пожертвовал на это дело более трех миллионов долларов.
“Ведьмина служба доставки” (1989 год) Кики, тринадцатилетняя ведьмочка, вот-вот должна отправиться на годичную стажировку в незнакомый город. А самое сложное, что жить она будет лишь на те деньги, которые заработает своим трудом. Мама девочки очень переживает, ведь из всех возможных талантов Кики умеет лишь летать на метле. А вот сама ведьмочка в себе абсолютно уверена и вместе со своим котом Джиджи отправляется в незабываемое путешествие.
Когда в студию поступил заказ на разработку мультфильма о забавной ведьмочке Кики, ни Миядзаки, ни Такахата не могли полностью погрузиться в проект. Хаяо взялся за роль исключительно продюсера, а разработкой занимались молодые сотрудники. Однако им не удалось найти подходящего сценариста. Миядзаки лично просмотрел все предложенные идеи, но так и не выбрал окончательный вариант. И только закончив работу над Тоторо, он взялся за ведьмочку.
“Унесенные призраками” (2001 год) История о пробуждении внутренних сил, о терпении и вере. Десятилетняя девочка Тихиро вместе с семьей отправляется в новый дом, но по пути они странным образом попадают в совершенно другой мир. Ничего не подозревающие родители, увидев огромный пир, сразу же набрасываются на еду и с жадностью сметают все со столов. Но только они не знали, что еда заколдована ведьмой Юбабой. Тихиро видит, как её семья превращается в свиней. Теперь юной девочке придется выяснить, как разрушить колдовство и спастись из опасного мира.
Пожалуй, самый известный фильм Миядзаки, а также самый прибыльный за историю японского кинематографа. Интерьеры Бани художник рисовал по воспоминаниям из своего детства. Большинство монстров и призраков аниматор придумал, основываясь на японской мифологии. А сцена, где страшное чудовище превращается в прекрасного речного духа, символизировала проблемы загрязнения природы.
“Ходячий замок Хаула” (2004 год) И снова злая ведьма накладывает своё проклятье, заточив Софи, молодую и красивую девушку, в тело старухи. В поисках того, кто сможет помочь спастись от чар, девушка отправляется в путешествие и натыкается на очень необычный передвижной замок, состоящий из множества деталей. Там Софи знакомится с хозяином дома, великим волшебником Хаулом, и его демоном Кальциферолом. И хоть сначала все кажется просто и сказочно, в мире магии опасность подстерегает на каждом шагу.
Команда аниматоров проехала почти всю Европу, чтобы найти подходящий пейзаж для создания мультфильма, и остановила свой выбор на провинции Эльзас и горах Кольмар и Риквир. А на создание знаменитого замка Миядзаки вдохновила русская сказка о Бабе Яге и её избушке на курьих ножках.
“Ветер крепчает” (2013 год) История начинается со знакомства с десятилетним мальчиком Дзиро Хорикоси, мечтающем о небе и карьере пилота. Однако у него серьёзные проблемы со зрением, и он никак не может управлять самолетом. Однажды ему снится сон о встрече со знаменитым авиаконструктором Капрони, который говорит, что создавать самолеты намного важнее и интереснее, чем летать на них. И через годы Дзиро становится настоящим авиаконструктором и начинает работать над новым палубным истребителем.
Последняя полнометражная работа Миядзаки. Мультфильм стал особо отличительным от своих предшественников. Впервые повествование охватывала 30 лет жизни героя, а не короткий промежуток времени. А все звуковые эффекты были созданы исключительно человеческими голосами, вплоть до звука шагов и шороха листьев. И конечно же, в этой истории как никогда воплотилась любовь Хаяо к небу и полетам.
Сценарист старался продумать для каждого фильма определенную возрастную категорию. Например, “Мой сосед Тоторо” был рассчитан именно на маленьких детей, а “Унесенные призраками”- для девочек десяти лет. Однако его мультфильмы приятно смотреть в любом возрасте, тем более, чем старше вы становитесь, тем более ярко раскрываются вложенные автором скрытые смыслы.
японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и просто человек с невероятной фантазией. Его волшебные мультфильмы можно назвать настоящими произведениями искусства. Иные миры настолько завораживают, что невозможно оторвать глаз, а сюжеты легкие, но в тоже время затрагивающие самые серьезные проблемы.